13 ИЮЛЯ

Утром заметили, что вода в Катуни упала еще сантиметров на десять. Дождя ночью не было, вещи были сухие, и не было причин терять время. Приготовив завтрак, мы быстро собрались, погрузили вещи в плот и отчалили. Стояли мы на острове между поселками Анос и Узнезя, следующим населенным пунктом был Чепош. До порога Семинского нам встретилось несколько несложных шивер и не описанный в отчете порог Ирадаш, впрочем от него было одно только название, мы даже не заметили его границ. Но на карте Республики Алтай, в отличии от Ильгуминского, Кузюрского порогов и Кадринского прорыва, которые вообще не были обозначены, гордо выделялась надпись синими буквами пор. Ирадаш.

Впереди нас долго маячила группа на катарафтах, потом они ушли вперед. Порог Семинский мне не запомнился, просто несколько больших валов, да и был ли он вообще. Показалась Усть-Сема. Перед автомобильным мостом, по которому проходит Чуйский тракт, стояло три катамарана. Народ бродил по окрестностям а у воды была только одна девушка. Мы проплыли под мостом и стали чуть ниже, дабы сходить на базарчик и купить репчатого лука, которого у нас почти совсем не осталось. Надежду мы оставили на берегу а сами отправились по магазинам. Дойдя до центральной улицы на которой находился местный магазин, несколько коммерческих ларьков и кафе, мы зашли в магазинчик и встретили там тов. Анохина, который в турклубе отговаривал нас плыть по Катуни от Ини, предлагая нам более безопасный маршрут от Чемала. Анохин плыл с группой на катарафтах в качестве инструктора. Плыли они от Эдигана, что чуть выше порога Тельдекпень 1. Он и еще две женщины искали в магазине что-нибудь чем можно было накормить их клиентов и остановили свой выбор на китайской лапше быстрого приготовления. Спросив у нас как мы на нашей калоше прошли Шабаш он весьма удивился, но ничего не сказал. Узнав, что мы собираемся плыть до Бийска, он предостерег нас, что ниже Манжерока много островов и проток между ними, в них можно заблудится. Вадик сразу принял эти слова слишком буквально и потом всю дорогу жутко боялся заблудиться. Расспросив нас о Клизме, мощной воронке, они отправились дальше искать продукты, ведь хлеба, который они так искали, нигде не было.

Походив немного, Вадик обнаружил в одном из ларьков разливное пиво по пять тысяч за литр. И не дожидаясь пока все дадут добро, рванул за канистрой. Пока он бегал, мы попытались купить лук в одном из домов, но в двух домах нам сказали, что лука у них нет а в одном, вылезла какая- то старая еврейка и начала орать: - " Вот бродят тут всякие, то им картошки подавай, то лука, то чесноку, то еще чего-нибудь " и.т.д. Не дожидаясь пока она закончит, я показал ей средним пальцем вверх и мы решили больше не стучать в калитки. Купили шоколадку, разделили на четыре части и съели свою долю. Пришел Вадик с канистрой, мы взяли пива и отхлебнув по пол-литра, вернулись к плоту. Надежда нас заждалась.

Когда отплыли от Усть-Семы, стали купаться, орать и попивать пиво. Народ, загорающий на берегу, поднимал головы и в недоумении смотрел на нас. Вскоре выпитое пиво ударило по мочевому пузырю и стоянки по физиологическим нуждам участились. На одной из таких стоянок, когда мы причалили к обрывистому берегу, Вадик выскочил, не дожидаясь момента пока плот коснется суши, Шурик выскочил вслед за ним. Они остановились в метре от воды и замерли. Перед ними метрах в трех был небольшой обрывчик на котором в густой листве стояла путая беседка. И только Вадик начал делать свое дело, как из листва на верху показались сначала чьи-то руки а затем и лица. Это были девчонки лет от двенадцати до пятнадцати. Мы причалили прямо посреди детского летнего лагеря. Боясь спугнуть объект наблюдения, они осторожно выглядывали из кустов в количестве около десяти человек и жадно глазели. Вадик как маньяк-убийца, застигнутый на месте преступления, стал метаться по берегу, не прекращая делать свое дело, пытался найти укромный уголок. Но берег был пуст до самого обрыва около беседки, но туда Вадик подбежать не решился. Осознав, что на суше ему пощады не будет, он рванул в воду. Огромным прыжком но запрыгнул на камень, который лежал в трех метрах от берега. Но камень был мокрым и скользким, ноги Вадика пролетели мимо и он с визгом, со всего маху приземлился на левую ягодицу. Последовал глухой удар... От камня, лежащего в воде, пошли в разные стороны большие круги. Я подумал, что Вадик уже никогда не встанет. В беседке на верху раздался громкий, глубокий вздох. Но Вадик тотчас же поднялся и, повернувшись спиной к беседке, стал продолжать свое мокрое дело. И тут в пяти шагах от него на берегу, откуда не возьмись, появилась маленькая девочка лет десяти, которая шла по берегу и пела себе под нос. Увидав Вадика, она покраснела и стала делать вид, что собирает ягоду и его не замечает. Плача от смеха мы падая стали забираться в плот и отгребать от берега, крича Вадику, чтобы он догонял нас. Народ стал вываливать на берег из всех кустов. Мы отплыли уже метра на четыре, когда Вадик предпринял попытку запрыгнуть в плот но сорвался и упал в воду, обдавая всех брызгами. Умирая от смеха и едва держа в руках весла мы отплыли от злополучного берега. А толпа девчонок молча провожала нас глазами.

Оправившись от смеха, мы поплыли дальше. Проплыли поселок Барангол, вышли на порог Усть-Муны. Порог показался интересен тем, что перед самым сливом, ширина которого примерно двадцать пять метров, имеется мощный водяной гриб шириной во всю реку. Левая и правая половина слива стекает вдоль скалистого берега, образуя две бочки с косим валом за ними. по центру слива - слаломная дорожка с валом до двух метров в конце. Заходить нужно было по центру. Перед сливом продольное течение фактически отсутствует, только вихревые потоки водоворота устремляются от середины русла к краям. Гриб образовывал на поверхности воды возвышение около полуметра высотой, на которое мы старательно выкарабкивались, стараясь выйти на середину реки. Но как только мы попытались передохнуть нас мгновенно отнесло к правому берегу. Пришлось все начинать сначала. На второй раз нам это удалось.

Следующим препятствием был порог Манжерокский. Порог представлял из себя неровный поток с водоворотами между несколькими камнями, раскиданными по реке. Порог не вызвал затруднений, разве что водоворот на выходе из порога, который любовно держал нас в своих объятиях и не хотел отпускать. После порога мы причалили на ночлег на острове в километре от порога. Поставили палатку на песочке. Развели костер. Притащили из кустов широкую доску, длиной метров пять, которую обнаружил Шурик, и положили ее в качестве стола. Оценив лучшие качества доски, Вадик с Шуриком принялись играть в "ножички". Вода в котле закипела, и я забросил в котелок ингредиенты будущего супа. Опять разразился маленький скандал с Вадиком по поводу продуктов: Вадик считал, что я морю всех голодом, в особенности его, и он скоро умрет от голодной смерти. Я склонялся к тому что продукты нужно экономить, ведь не было известно, сколько нам еще плыть. После ужина все потеряли Шурика. Он ушел мыться в темноте и долго не хотел возвращаться. Мы по настоянию Нади отправились его искать, боясь что но мог поскользнуться в воде и удариться а сильное течение могло его унести. Но поиски не увенчались успехом и мы вернулись назад. Но Шурик вскоре объявился сам, оказалось что он ходил купаться на другую сторону острова.

Светила луна, на небе мерцали звезды, шумела река, в кустах на правом берегу кричала какая-то птица. На маленькой полянке между кустов, где мы сидели было тепло и уютно, от дыма костра слезились глаза и хотелось спать. Мы долго сидели, разговаривали о пройденном маршруте и вспоминали о доме, где не были уже десять дней. А потом забрались в спальники и быстро уснули.