8 ИЮЛЯ

Встали рано. Небо было чистое и погода хорошая. Умывшись, мы с Вадиком пошли еще раз посмотреть порог. С собой взяли фотоаппарат "Зенит" и бинокль. На пороге сделали несколько снимков, а на обратной дороге набрали немного шиповника и горсточку маслят. Позавтракав, стали собирать вещи в гермомешки и грузить их в плот. Обговорив еще раз детали, мы забрались в плот и пошли покорять порог. Первую бочку, как и задумывалось, прошли справа. Сразу стали выгребать к центру, но не успели и попали в самую середину второй. Плот согнуло и мощный поток воды обрушился на нас с Шуриком. Я едва не выронил весло и тут мощная волна накрыла заднюю часть плота, подняла Надежду и вынесла ее за борт. А та все продолжала работать веслом. Вадик, одной рукой удерживая свое весло, втащил ее внутрь. Вода под плотом кипела, мы были в центре большого водоворота, я несколько раз не смог достать веслом воду. Бочка неохотно отпустила нас и мы, полные воды, причалили к правому берегу в большом улове. Вадик обнаружил, что с него смыло солнечные очки. Начали отчерпывать воду. Привязанная кружка куда-то пропала и Надежде пришлось отчерпывать воду поролоновой губкой а я взял кастрюлю. Воды в секциях было примерно поровну. Черпать пришлось почему-то дольше, чем раньше. Когда я закончил, то передал кастрюлю Надежде и с удивлением для себя обнаружил, что с ее стороны воды тоже нет. Но я не придал этому большого значения и мы, забравшись в плот двинули дальше. Вторую ступень Кузюрского порога мы прошли, как и планировали, правее центра. Заходить пришлось наугад, так как препятствий с воды не видно и мы их заметили только, когда с ними поравнялись. Воды в плоту было немного, но мы все равно причалили к левому берегу, чтобы взглянуть на порог с другой стороны. Осмотрев плот Шурик заметил, что под балкой, разделяющей носовую и кормовую часть, образовалась брешь и вода могла свободно переливаться из одной части плота в другую. Это оказалось даже лучше, не надо было передавать кастрюлю назад. Я и Надя отправились смотреть порог, а Вадик с Шуриком остались у плота. На правом берегу за порогом лежали ржавые останки парома, его видимо сорвало где-то и принесло сюда.

Тропа, шедшая по берегу, была неудобная, было много колючих кустов и веток, бьющих по лицу. Осмотрев вторую ступень, я пришел к выводу, что левый проход во второй ступени весьма опасен, но пройдя по нему, можно избежать двухметровых валов на выходе из порога. Однако попасть в этот проход, видимо, тоже сложно, ведь с воды он не виден. Первую ступень лучше проходить слева от первой бочки и сразу выгребать вправо, чтобы не попасть в цепь валов. На обратном пути мы наткнулись на заросли дикого крыжовника, малины, красной смородины, шиповника и волчьей ягоды. Из-за недостатка времени мы не стали увлекаться сбором ягоды, набрали по горсточке, чтобы попотчевать остальных, и вернулись к плоту.

Проплыв примерно полчаса, мы увидели большой камень у левого берега. Справа от камня была большая бочка с водоворотом. Заходить нужно как можно правее, ближе к галечному острову или вообще вдоль правого берега. Нам не удалось избежать водоворота, как мы не старались. Он долго не хотел отпускать нас и напоследок оставил себе на память поролоновую губку. Когда мы наконец отошли от водоворота Надя сказала, что она увидела запчасть от плота, которая проплыла мимо нас. Мы перепугались, решив что наш плот разваливается на куски. Но это оказался кусок березовой коры с дыркой от сучка и мы успокоились. От порога Шабаш до большого левого притока Урсул встречалось несколько шивер с валом до полутора метров.

На ночевку остановились у устья реки Урсул на песчаной косе. На противоположном берегу стояли местные рыбаки с палаткой. Разгрузили плот, вытащили вещи на галечную площадку. Шурик размотал удочки, но попытка выловить что-нибудь успехом не увенчалась. Не помог и спиннинг с силиконовым воблером. Плюнув на рыбалку, Вадик с Шуриком пошли за дровами. Умяв траву и выбросив с площадки камни, я поставил палатку. Потом взял папку и начал писать отчет. Пошел мелкий дождь и пришлось накрыть вещи клеенкой. Вернулись Вадик с Шуриком, принесли целое ведро маслят. Тары, конечно, у них не было и они принесли грибы в Шуриковой рубашке, которую он впоследствии так и не смог отстирать. Надежда взялась чистить грибы и скоро полный котелок уже пыхтел над костром. Когда ужин был почти готов к нам пожаловал гость, один из рыбаков, поинтересовался у нас откуда мы плывем и сколько дней. Узнав, что мы из Новосибирска, он сказал, что бывал в наших краях и не поехал бы, будь он на нашем месте, по такому маршруту. Потом он угостил нас рыбой и попросил переправить его на другую сторону Урсула. Мы с Шуриком взяли весла, сели в плот и быстро переправили рыбака и вернулись обратно, удивившись как легко пустой плот скользит по воде. Сев ужинать, по сложившемуся обычаю, сначала выпили и напоили реку, а потом уже взялись за еду. Когда стало темнеть я взял Шурика его непромокаемый фонарик GP, который он купил перед поездкой за тридцать тысяч, опустил его в воду и включил его. По поверхности Урсула забегал веселый желтоватый лучик, вода была прозрачная и свет распространялся под водой метров на семь.

Небо было в тучах, все говорило о том, что ночью будет дождь. Мы еще раз попытались укрыть палатку тентом. Но ночью его опять сорвало и мне пришлось вставать и прятать его. Дождь был достаточно сильный и мы в палатке слегка подмокли. Мой спальник был наполовину сырой. Ближе к утру подложили полиэтилен под спальники, но это было уже ни к чему.