11 ИЮЛЯ

Встали рано потому, что в палатке стало жарко. Позавтракали, постреляли из сигнального револьвера по еловым шишкам, собрали вещи и стали грузить их в плот. Когда я и Шурик привязывали рюкзаки, по реке проплыли две группы на плотах и на катарафтах, они приветственно помахали веслами нам а мы им. Но вот вещи привязаны, Вадик последний раз пробегает по берегу, проверяя не забыли ли мы чего либо, мы садимся в плот и отталкиваемся от берега. В трех километрах ниже поселка Бийка находится порог, который мы сначала приняли за Еландинский. Сделав разведку, мы решили заходить по центру. На пороге я сделал несколько снимков. По своей структуре порог очень похож на Тельдекпень 1, только более слабый, под левым берегом и на выходе имеются водовороты. Группа на катарафтах стояла на левом берегу и тоже проводила разведку.

Перед порогом небольшая шивера с валом около метра. Мы пересекли центральную струю и зашли в слив по центру. В водовороте на выходе из порога пришлось сильно поработать веслами. Отчерпав воду прямо на ходу, мы продолжили плыть дальше, думая, что Еландинский порог уже позади. Но мы жестоко ошиблись. Примерно через три километра мы увидели впереди себя большой камень, справа и слева от которого стояли полутораметровые валы. Причаливать было уже некогда и пришлось проходить порог без разведки. Взяв курс вдоль правого берега мы прошли слив с полутораметровой бочкой и продолжали плыть возле берега и тут примерно в десяти метрах впереди нас, под самым правым берегом, показалась большая бочка с косым валом. Развернув плот почти поперек реки, мы усиленно стали отгребать влево по сильное течение не дало нам времени обойти бочку и не успев повернуть нос плота к косому валу мы влетели прямо в середину бочки. Нос резко подбросило, я потерял равновесие и полетел на Шурика, однако успел вцепиться правой рукой в борт и снова залез на свое место. Крен выл очень сильный, если бы мы зашли с немного большим углом, нас наверняка бы перевернуло. Начав грести, мы быстро выровняли плот и вышли из бочки. Еще в поезде, когда мы ехали в Бийск, мы поспорили на десять литров пива на то, сколько раз мы перевернемся, мы с Шуриком сказали три раза, а Надя и Вадик сказали что ни разу. И до сегодняшнего дня они выигрывали. А сегодня утром мы с Шуриком сказали, что не желаем ставить пиво и специально раза три повернем плот боком и влетим в самую большую бочку. Вспомнив этот разговор Вадик и Надя стали кричать на нас, что мы сделали это специально и чуть их не угробили. Поработав кастрюлькой, мы проплыли мимо опор будущего или бывшего моста, я видел их на видео еще в Новосибирске, и увидели поселок Еланда. Возле поселка причалила наша старая знакомая, группа из Барнаула. Причалив чуть ниже, Вадик и Шурик отправились пополнить запас питьевой воды, а мы остались у плота. Серьезные пороги кончились, дальше можно было плыть без разведки. Группа на катарафтах прошла вперед, помахав нам веслами, мы поплыли вслед за ними.

За поселком натянут подвесной мост через Катунь, чуть ниже моста на берегу стоит паром - катамаран с одним большим веслом позади. Такие паромы используют силу течения, чтобы переплыть реку, передняя часть его привязана к ролику, который катается по тросу натянутому через реку, а весло в задней части помогает поставить паром под углом к течению и оно само движет его поперек реки.

За устьем реки Апшияхта мы причалили к левому берегу по физиологическим нуждам, походили по горячему песку, я пожевал сухарей, заныканных во время завтрака, и двинули дальше. Мы поменялись с Вадиком местами и я взял в руки "Вилию", надеясь сделать несколько снимков с воды. Сидеть сзади оказалось не менее страшно чем впереди. Было видно как плот изгибается на волнах и носовые гребцы то проваливаются куда-то вниз то оказываются у тебя над головой. Я попытался сделать несколько снимков на Чемальской шивере и чуть не выронил фотоаппарат в воду, когда волна ударила в борт плота. Порог Чемальские ворота находится прямо перед поселком Чемал. Его пришлось проходить без разведки, так как заметили его мы слишком поздно. Проходили по центру, сочетая легкие повороты плота носом к волне с интенсивной греблей в водоворотах, где Вадик громко кричал всем, что надо грести вправо а сам греб в противоположном направлении. То и дело приходилось бить его веслом по каске, после этого он начинал грести в нужном направлении. После слива, бьющего в правый берег, около левого берега напротив устья реки Чемал находится большой водоворот представляющий основную сложность. На реке Чемал стоит плотина, ее видно с порога, вода с высоты по нескольким желобам устремляется вниз. Место весьма живописное, особенно при свете красноватых лучей вечернего солнца. Ниже устья реки Чемал Катунь течет в узком скальном коридоре шириной в двадцать - тридцать метров из которого выходит прямо перед поселком Чемал.

В Чемале мы причалили. Плот тут же окружила свора местной ребятни, озадачивая нас различными вопросами. Мы с Вадиком пошли в магазин. Купили пряников, сыра, хлеба и пачку сигарет, хотели купить свежего мяса но его в магазине не оказалось. Чемал - большой поселок есть несколько магазинов и даже коммерческие ларьки. Встретили барнаульцев обменялись рукопожатиями, они тоже пришли походить по магазинам. Когда мы вернулись на берег, то съели несколько пряников, запив их родниковой водой. Родник находится на берегу и ледяная вода стекает прямо в Катунь.

Затолкали продукты в гермомешки, спрятали деньги, забрались в плот и отчалили. Следующий поселок - Элекмонар, посреди поселка, перед мостом, расположен слабый, по нашим меркам, Элекмонарский порог. При его прохождении проблем не возникло. После порога я вытащил из воды размокший сучок и мы стали им играть, кидая сучек друг в друга.

Начали искать место для ночевки, причалили к левому берегу на песчаную площадку. Но поблизости проходила дорога, поэтому решили плыть дальше. Остановились мы проплыв еще километра два на острове. В задней его части было место для стоянки, мы едва его не проплыли. На берегу стояло сооружение из крупной гальки, вокруг него был сделан деревянный каркас для тента. Это была туристская баня. Когда вещи были выгружены, я взялся колоть дрова. Шурик притащил несколько бревнышек и мне пришлось хорошо поработать топором. Поставив палатку и приготовив ужин, мы порезали хлеб и сыр, который доставил Надюхе особое удовольствие. Вода в Катуни поднялась за прошедший день и прибрежные кустики едва виднелись из воды. Комаров не было с самого начала нашего путешествия, но сегодня они стали понемногу появляться. Покончив с ужином и доев сгущенку в прикуску с сухарями, мы достали магнитофон и стали слушать музыку. Спать улеглись поздно, а до этого долго бродили вокруг палатки, запинаясь за колышки.