10 ИЮЛЯ

Дождь был не сильный, однако лил он почти всю ночь. Солнце выглянуло на удивление рано и вещи высохли пока мы готовили завтрак. У устья реки Большая Аяла имеется несложный порог - скальное сужение метров около тридцати и большие валы у берега огромные камни. Порог шли без разведки. Издалека заметили приток справа, подплыли пополнить запас воды. Это была река Бельтертуюк. Устье реки представляет собой красивейший водопад, разделенный на две ступени. Общая высота его около тридцати метров. Через водопад переброшен деревянный автомобильный мост, через него проходит дорога, идущая вдоль правого берега на высоте около семи метров. Я взял фотоаппарат и сделал несколько снимков. Когда возвращался назад, прямо у меня из под ног выскочил толстый суслик и, пробежав метра два по дороге, скрылся под камнями.

Когда мы уже отчалили, вдалеке показалась группа из Барнаула. Они тоже имели желание полюбоваться водопадом. Нас догнали их гиды на двухместном катамаране и прошли вперед. Они остановились возле поселка Куюс, а мы пошли дальше. За Куюсом показались первые признаки цивилизации. По берегам загудели машины, заурчали и задымили соляркой трактора, появились группы автотуристов. Проплыли паром, который стоял у левого берега, на паром забирался трактор. Шурик начал кричать, что паром нас задавит если захочет поплыть через реку. Но люди на пароме нас заметили и приветственно замахали нам руками. Шурик успокоился. У правого притока Катуни, реки Эдиган, мы заметили катамаран - двойку и туристов готовившихся к сплаву. Через некоторое время показались скалы лавового происхождения. Это было сигналом близости порога Тельдекпень 1.

Шурик и я отправились на разведку. Я пошел босиком а Шурик, по совету Вадика, решил обуться. Порог представляет собой коридор длиной полтора километра в скальном коридоре высотой пять - десять метров, с сильными водоворотами и водяными грибами. В середине порога строится подвесной автомобильный мост. В пороге сильная внутренняя циркуляция с мощными подводными течениями. В начале порога наблюдается вращение потока вдоль продольной оси от правого берега к центру русла. Сильный слив на входе в порог. Наиболее мощные водовороты находятся после слива, в центре порога перед мостом и на выходе. Перед мостом на правом берегу стоит памятник погибшему на пороге туристу. Разведку мы проводили по правому берегу, однако для этих целей хороше подходит и левый.

Пройдя до моста, мы просмотрели большую, сильную, часть порога и вернулись назад. На обратной дороге набрали шиповника, чтобы вечером заварить чай, но половину сожрали пока дошли до плота. Когда мы подошли к плоту, Надя пожаловалась нам что у них едва не уплыл плот, который потянула неизвестно откуда взявшаяся волна. Мы подкачали жилеты, посвятили всех в результаты своих разведанных, растолкали по карманам остатки шиповника и заняли свои места в плоту. Заходить в порог решили левее центра. Чтобы правильно зайти в порог, нам пришлось протащить плот метров пятьдесят против течения.

Трудов стоило пересечь основную струю, ведь перед порогом мы причалили к правому берегу, но это того стоило. Мы зашли в порог так как хотели. Правда, после слива водоворот прижал нас вплотную к левому берегу, пришлось даже оттолкнуться веслами, но первый водоворот мы прошли удачно. Возле правого берега возвышалась водяная гора высотой около метра. Перед мостом второй слив вдоль левого берега. Сильный бой в скалу и мощная бочка с водоворотом за ней. Прошли по центральной струе. Третий водоворот потребовал сильной работы веслами и неохотно отпустил нас из своих объятий.

Порог Тельдекпень 2 находится примерно в километре ниже порога Тельдекпень 1. Причалили к левому берегу и, как всегда, пошли с Шуриком на разведку. Подойти к порогу по левому берегу было затруднительно, хотя имелась тропа, но она была очень неудобная.

Порог имеет мощный слив, бьющий в скалу у правого берега, с косым обратным двухметровым валом безобразного поведения. Перед сливом у правого берега небольшой водоворот, который может сильно повлиять на траекторию прохождения порога. За водоворотом цепь метровых валов. После слива два мощных водоворота возле правого и левого берега. Между ними проходит основная струя. После водоворотов продольное течение фактически отсутствует, и при большой глубине наблюдаются вертикальные и вращающиеся струи бросающие судно то влево то вправо. Берега порога завалены большими, голубоватыми камнями, изъеденными водой.

Зашли в порог левее центра, на метровых валах, при содействии водоворота на входе у левого берега, нас развернуло на 180 градусов по часовой стрелке. Не желая напрасно тратить силы на борьбу со стихией, мы завершили полный поворот по часовой стрелке двумя мощными гребками. Перед косым, беснующимся валом ушли чуть влево, сильно работая веслами, прошли между двумя воронками и по гуляющим по всей ширине реки водоворотам вышли из порога. На правом берегу сразу за порогом имеется хорошее место для стоянки, но оно было занято. Пришлось искать другое место. На правом берегу делать было нечего, в десяти метрах от воды шла дорога. Поэтому мы причалили к левому берегу в километре от порога в красивом сосновом лесочке, стоящем прямо у воды. Поставили палатку, развели костер. Я стал чистить и мыть маслята, которые мы набрали с Шуриком. На ужин у нас был грибной суп с овощными добавками и с сухарями. Потом сидели у костра, жгли шишки, кидали в огонь сухие сосновые ветки, от сухой хвои огонь вспыхивал белым светом и в небо взлетали снопы искр, освещая сосны красноватым светом. По дороге на другой стороне реки время от времени проезжали машины, освещая деревья светом фар. Небо было чистое и было похоже, что дождя ночью не будет.