5 ИЮЛЯ

    Утром я с распухшей головой поднял всех на ноги, мы успели умыться, поесть, собрать вещи и к 6:20 высадились в городе Бийск. Нас тут же окружило большое количество частников, подходивших к нам с вопросом: "Куда едем ?" и готовых за чисто символическую сумму нас тут же туда доставить. Немного поломавшись, пересчитав свои "кровные" и, походив между частниками кругами, мы отсчитали 700 тысяч, загрузили вещи и отправились до посёлка Инской на машине. По дороге мы заехали к хозяину в гараж, поставили на крышу багажник, а я, сделав коварное лицо, переложил сигнальный револьвер в кофр для фотоаппарата, на всякий случай. Сгрузив в багажник станковые рюкзаки, мы отправились в путь. В пути, по словам нашего водителя, мы должны были находиться часов пять.

    Как только мы покинули окрестности Бийска, народ тут же задрых. Только изредка кто-нибудь просыпался и озадачивал окружающих вопросом типа: - "Где это я".

    Доехали до границы горно- алтайской республики и тут нас остановил патруль вооруженных до зубов горно-алтайских ментов и, мило улыбаясь, озадачил нас новым постановлением правительства республики, которое гласит о том, что каждый гражданин, не проживающий на территории горно- алтайской республики, обязан заплатить за свое нахождение на территории горно- алтайской республики и пользование ее бесценными ресурсами не много не мало а именно 8300 рублей в сутки, вот. Мой мозг мгновенно вычислил сумму с несколькими нулями и я решил, что нам опаньки. Но женщина, взымающая мзду, дай Бог ей здоровья, пожалела бедных туристов и выписала нам бумажку на два дня, за которую я заплатил 66400 рублей. На этой бумажке было написано: - "Рекреационная путевка № 101027 на право пользования рекреационными ресурсами республики Алтай. Российская федерация правительство республики Алтай Министерство культуры и туризма." Обидно, досадно, но и хрен с ним !

    Едем дальше. В поселке Майма мы пошли на рынок, так как еще было рано и магазины не работали. Я сразу ринулся искать батарейки к "Зениту", и я их таки нашел и купил. Вадик долго выбирал себе браслет к часам, который он сломал дома, из-за которого мы чуть не опоздали на поезд в Новосибирске, и он его тоже купил. Браслет сразу стал золотым от ржавчины, как только намок на первом пороге.

    Пока мы ехали по правому берегу Катуни до Усть-Семы, наши взгляды были устремлены в сторону реки. Мы разглядывали пороги. После Усть-Семы дорога ушла на левый берег и углубилась в долину. Проехали несколько деревень, обратили внимание, что продается много домов. У Вадика от горного воздуха видимо проснулся нечеловеческий аппетит, он жадно пожирал колбасу. Проехав примерно два часа мы остановились перед первым перевалом. Народ отправился к речке, это была река Сема, а я остался у машины и поговорил с водителем. Он, как оказалось, бывший шофер дальнобойщик и гонял по Чуйскому тракту длинномеры в Монголию пять лет. Меня удивило, что на такой известной дороге, как Чуйский тракт так мало машин. Он сказал, что это потому, что сейчас никто не ездит в Монголию и многие транспортные предприятия города Бийска стоят, а раньше здесь был сплошной поток машин и не было возможности даже обогнать.

    На перевал Семинский машина лезла из последних сил, зато потом летела как бешеная, так нам показалось. На самом деле даже при скорости 100 километров в час, к которой мы уже давно привыкли, на горной дороге становится жутковато. За перевалом еще один пост, нас опять остановили. Мент заметил нас издалека и вылез из своей будки. Проверили документы у водителя и мы поехали дальше. Справа появилась река. Я сказал что это Урсул и оказался прав. Через некоторое время доехали до поселка Онгудай - большая деревня. За поселком мост через Урсул. Вроде бы маленькая и спокойная речка, даже и не скажешь, что маршрут по ней это пятая категория сложности.

    Проехали еще немного и тут Шурик сказал, что он видел на вершине горы "Икарус". Все посмотрели на гору, потом все посмотрели на Шурика. Вершина горы была на высоте 500-600 метров. Кто-то сказал, что видел на другой горе паровоз. Все начали прикалыватьса над Шуриком, как в тот раз, когда он увидал в Тогучине немцев. Но Шурик оказался прав. Это был второй перевал Чике-Таман, менее затяжной по сравнению с Семинским, но более сложный. Вода в радиаторе закипела и мы стали прямо перед перевалом. На дальних горах стали видны маленькие кусочки ледников и Вадик опять принялся за колбасу.

    Водитель сказал, что есть еще старый перевал, по которому уже не ездят лет пять. Он очень опасный и, говорят, на нем было много несчастных случаев, особенно зимой. И когда наших шоферов отправили на уборку в Монголию, они сказали, что хотят жить, побросали в Монголии машины и вернулись домой на самолете. Перевал действительно очень крутой, дорога поднимается серпантином на высоту около 500 метров. На спуске мы едва не столкнулись с автобусом, который выскочил из за поворота. Все перепугались, особенно Надюха. На ходу я сделал несколько снимков, правда этот кусок пленки случайно засветился и половина кадров оказались испорченными.

    За перевалом дорога идет вдоль реки Большой Ильгумень, у ее впадения в Катунь находится Ильгуменский порог. Выше устья, на реке Большой Ильгумень, стоит поселок Купчегень. Дальше дорога выходит на берег реки Катунь, которая протекает в красивом каньоне, пересекает реку Большой Яломан, затем Малый Яломан, с одноименным поселком, и перед поселком Инской уходит на правый берег. За поселком Инской и закончилась автомобильная часть нашего маршрута.

    Здесь мы разгрузили вещи, рассчитались с водителем и стали готовиться к сплаву, а Вадик снова взялся за колбасу. В этом месте Катунь протекает в широкой долине, в которой она проточила каньон глубиной около десяти метров, а сама долина является более ранним руслом реки и поэтому грунт здесь состоит из песка и крупной гальки. Спуск к реке здесь весьма неудобен и даже опасен. Камни на склоне еще не нашли свое место поэтому они "Живые" и наступать на них рискованно. Шурик отправился за палками для настила, мы стали разбирать и переукладывать рюкзаки. Растительность в окрестностях была весьма скудная: выгоревшая трава, маленькие кустики, и какие-то маленькие желтые цветочки. Растительный покров гор был не лучше. Из под ног со шумом разлетались во все стороны саранча и мелкие кузнечики, стоял терпкий запах полыни. Все вокруг стрекотало. Шурик завалил несколько деревьев и приволок их к рюкзакам, я надувал жилеты и привязывал к каскам козырьки. Надя занималась укладкой вещей в гермомешки. Спальники и палатку мы положили в отдельный, пятый, гермомешок.

    Надули плот, собрали весла, сделали настил, продольные бревна мы обмотали брезентовыми лентами. Бешено жгло солнце, стояла дикая жара и все мы обливались ручьями пота. И тут на противоположном берегу на склоне появились две дикие козочки, они спустились почти по отвесному склону прямо к воде. Мы стали за ними наблюдать. Попив воды, козочки стали подниматься вверх и скоро скрылись из виду. Мы стали спускаться к воде. Солнце спряталось и поднялся ветер, сразу стало прохладно. Сначала мы спустили к воде вещи, осторожно наступая на камни, которые то и дело выскакивали из под ног, с шумом устремляясь вниз. Потом, скользя по галке, втроем спустили плот и поставили его на воду. Загрузили и привязали вещи, одели каски, подкачали жилеты и стали забираться в плот. Шурик с Надей сели сзади, а я и Вадик впереди. Во время погрузки вещей Надежда героически удерживала плот возле берега, течения почти не было, но был приличный бой в берег, плот то оттаскивало, то выбрасывало прямо на камни.

    Но вот мы уселись, взяли в руки весла и оттолкнулись от берега. Тут то и началось... Мы спускались на воду чуть выше середины Инского порога, об этом мы догадались уже потом, и перед нами метрах в десяти ниже по течению была маленькая бочка, с берега она казалась не страшной. Учитывая то, что мы не имели опыта гребли вчетвером, а Вадик вообще не имел ни какого опыта гребли на плоту, перед бочкой мы развернулись вокруг оси и врюхались прямо в нее. Приняв в себя изрядную дозу жидкости, плот стал тяжелым и неповоротливым, а нас сразу окатило ледяной водой и мы стали стучать зубами. Дальше хуже. Перегруженный, плохо управляемый плот стал черпать воду даже при небольшой волне. Нам пришлось сесть на дно по пояс в холодную воду, чтобы разгрузить борта. А закончилось все тем, что на метровом валу нос полностью ушел под воду и стал заворачиваться назад под плот. Уровень воды внутри плота стал выше чем за бортом. Было очень холодно. Мы вынуждены были причалить к левому берегу, это удалось не сразу, плот был почти неуправляем, да и течение было не из слабых. Причалив, мы достали кастрюлю, кружки было недостаточно, и начали отчерпывать воду. Все вопросительно смотрели на меня, а я думал о том, что же будет дальше, если даже на простом пороге мы набрали столько воды. Но обратной дороги нет в прямом смысле. У нас бы просто не хватило денег, чтобы добраться отсюда до Новосибирска. Только по реке. Надо отметить, что Катунь оказалась тяжеловата для плота ПСН-6М, да и для нас тоже. Немного передохнув и постучав зубами, а солнца еще не было, мы двинулись дальше. От холодной воды внутри плота сводило ноги. И тут мы стали разрабатывать методику прохождения подобных препятствий. Методика заключалась в следующем: Когда плот спускался с гребня волны, носовые гребцы привставали, а когда плот начинал подниматься на следующий вал, - резко садились на дно. В этот момент, учитывая силы энерции, нос плота облегчался примерно килограмм на 60-70 и волны почти не захлестывали. Методика действительно оказалась полезной, но всегда так и хотелось сделать наоборот, по крайней мере мне, и вода опять плескала через борт.

    В конце Инского порога - два моста, один автомобильный, по которому мы проезжали. Выглянуло солнце и мы стали искать место для ночевки. Ничего подходящего не было. Преодолев несколько шиверистых участков, мы дошли до деревни Яломан, которая стоит на левом берегу за поворотом. Перед деревней приток - река малый Яломан. Сильно мучила жажда и мы решили набрать воды. Вадик с Шуриком взяли с собой всю имеющуюся на борту тару и пошли за водой к притоку. Надя и я стали греться на берегу в уходящих лучах вечернего солнца. Деревня Яломан маленькая - домов десять, но имеется спутниковая антенна и ретранслятор. Подошли местные и спросили сигарет, мне не хотелось делиться и я сказал, что курево глубоко в гермомешках. Они не сильно огорчились и тут же стали курить коноплю. Вернулись Вадик и Шурик спросили у местных:- "Сколько программ показывает". Они ответили, что в вышку ретранслятора часто бьет молния и сейчас показывают только две программы, да и то плохо, а раньше было больше. Попрощавшись, мы отчалили. Проплыли местный паром через реку, строящийся подвесной мост и за правым поворотом, недалеко от деревни, на правом берегу увидели хорошую песчаную полосу, где и остановились на ночевку. В момент чалки я выскочил из плота, но не достав ногами дна, покачиваясь поплыл в жилете по течению. А потом, скользя ногами по камням, вылез на берег, метрах в десяти ниже. Развели костер, я подготовил место и поставил палатку. Пришлось поработать лопаткой, чтобы выровнять песок. Разгрузили и вытащили плот на берег. Вадик и Шурик ушли за поворот купаться голышом и от туда долго раздавался громкий визг Вадика. А мы думали: - "Чем это они там занимаются, поганцы?" На ужин был вкуснейший овощной супчик, салатик из свежих помидор, чай с лимоном и печенье, лимон я взял в качестве сюрприза. И, конечно, начался он по старой традиции со ста грамм натощак. Перед сном мы натянули на палатку полиэтиленовый тент. Ночью поднялся сильный ветер, палатка ходила ходуном, колья, забитые в песок, едва ее держали. Сорвало тент, мне пришлось вставать и сворачивать его, чтобы не унесло.

День: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13